воскресенье, 19 марта 2017 г.

Моя Мордовия. Ельниковский район. Каменный Брод.

Каменный Брод - русское село Ельниковского района.  Постоянное население 67 человек (перепись 2010 года).
Основано в 16 веке темниковскими служилыми людьми. В «Книге письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского 1614 году» записано, что здесь жили землевладельцы из татар. Каменный Брод принадлежал С. Ф. Кабанову, С. М. Кузьмину, А. Т. Симанской и представителям княжеских родов Девлеткильдеевых, Кугушевых и Черкасских.
 Название-термин: брод – мелкое место в реке, возможное для перехода, проезда. Определение «каменный» указывает, что у населенного пункта в русле Мокши на дневную поверхность выходят каменноугольные известняки и доломиты.
 
 

 Существуют и иные версии. "В середине XIX века священник-краевед Иоанн Беляев записал предание о возникновении села Каменный Брод. Местные обыватели были убеждены в том, что именно в этом месте через Мокшу переходили войска Иоанна Грозного во время похода на Казань. Точнее, сначала шёл не сам Грозный, а большой отряд «темниковских мурз, и татар, и мордвы», так называемая «Еникеевская рать», по имени царского ставленника в Темникове князя Еникея. Чтобы перебраться через Мокшу, ратники набросали в реку много камней, соорудив таким образом каменный брод. А посему и село, незадолго до этого возникшее на берегу возле этого памятного места, стало называться Каменным Бродом. Для красоты предания о «Еникеевской рати» дополнялись легендой о самом царе Иоанне IV, якобы побывавшем в селе. На самом деле, как полагал И. Беляев, а вслед за ним и многие другие историки, дело обстояло проще: брод близ села располагался издавна, на большой дороге из Темникова в Алатырь; другое дело, что за ним следили и поддерживали в хорошем состоянии. На месте переправы возникло село, а уж почему и брод и село «окаменели», про то дознаться достоверно вряд ли когда удастся. В крайнем случае, о каменистом дне Мокши в этих местах что-то никто не слыхивал".




  Не будучи крупным, село всегда играло значительную роль в этнокультурном сотрудничестве русских и мордвы, входившей в приход каменной Покровской церкви (1784).  По данным нач. ХХ в., приход состоял всего из 800 чел. (вместе с приписными д. Мельсяны и Бутырки). По причине малочисленности населения храм никогда не отличался богатством убранства и  тем не менее Каменный Брод хорошо знали в Пензенской губ. по публикациям священника А. Примерова, серьёзного исследователя-этнографа, опубликовавшего несколько замечательных статей о местном мордовском и отчасти русском населении. 
 





 
В советское время храм был изъят у прихода, но в конце Великой Отечественной войны возвращен верующим, и с тех пор никогда уже не закрывался. Церковь, построенная в позднебарочных формах, неплохо сохранилась. В 1970-х она была обследована специалистами-архитекторами и поставлена на государственную охрану как памятник каменного зодчества XVIII в.




А теперь, внимательно посмотрите на верхнюю часть креста - его венчает корона. Я уже встречалась с такой формой украшения.


 

Корона на вершине надглавного креста встречается не часто.
Архимандрит Макарий в своем труде "О форме крестов на главах храмов и колоколен" писал: "...на некоторых храмах поверх крестов имеются короны. Но короны эти, как думают, приделаны только к тем храмам, которые находились в особенных отношениях к коронованным лицам".
Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны.
Священное Писание называет Иисуса Христа Царем царей и Господином господствующих. И царская власть - тоже от Бога. В знак признания этого сами короны христианских царей украшены крестом.
Очень часто корона на вершине накупольного креста указывает, что перед нами Царский крест, или Крест Небесного Царя - Иисуса Христа.


Во время нашего посещения  в храме крестили малышей и спросить разрешение на фотосъемку было нельзя, поэтому несколько фотографий от Владимира Ковшова.
Иконостас очень похож на иконостасы храмов в селах Журавкино Зубово-Полянского района и Андреевка Ардатовского района.
 






10 комментариев:

Анонимный комментирует...

в этом храме служил мой дедушка протоиерей кортиков андрей максимович с 1943 по 1956г

Валюня комментирует...

Как интересно!Может о нем что-то еще известно, может фотография есть. Я бы с радостью рассказала о нем.

Валюня комментирует...

Как интересно!Может о нем что-то еще известно, может фотография есть. Я бы с радостью рассказала о нем.

Unknown комментирует...

Эта церковь объединила весь район, и православные и муслимы там были, все христианские праздники мы там были, место силы.

Валюня комментирует...

Спасибо за воспоминание.

Анонимный комментирует...

Скажите пожалуйста, служил ли в этой церкви Болотников Сергей Дмитриевич , предположительно в 30-40 гг 20 века? Остались ли родственники ,кто в курсе?

Анонимный комментирует...

Интересно,какой сан имел Потапкин Степан Никифорович,он тоже служил в этом храме (1988-... )

Валюня комментирует...

Вам надо обратиться в Ельниковский краеведческий музей - там работают замечательные, увлеченные, много знающие сотрудницы.

Анонимный комментирует...

Потапкин степан Никифорович служил регентом это мой дядя а отец Никифор был настоятелем

Валюня комментирует...

Спасибо Вам за комментарий. Замечательно, когда имена людей, оставивших след в истории, не забыты.