суббота, 11 октября 2014 г.

По следам баронессы. Продолжение.

Как я уже ранее рассказывала семья Верманов владела некоторыми землями в Большеберезниковском районе Мордовии.
По воспоминаниям старожилов, баронесса назвала деревни, принадлежавшие их семье в честь  своих детей - Варваринка, Марьяновка, Николаевка, Елизаветинка, Петровка ...
Не знаю, насколько правдива эта информация. Я даже не знаю, сколько у Верманов было детей и как их звали, но побывать в этих деревнях, посмотреть, как живут люди, было интересно.
Итак, едем. Сразу хочу сказать, что практически все эти деревушки и села ничем не примечательны кроме чудесной домовой резьбы. Если Вы любите рассматривать резные наличники, заходите и смотрите. Я покажу только маленькую часть собранной мной фотоколлекции.
Варваринка


 Долго и безуспешно пытались найти деревню с таким названием на карте. Только в одном месте прочитала, что Варваринка в настоящее время слилась с Большими Березниками. Подробности территориального деления узнали  от  местных жителей.

В 1927 году на территории деревни Варваринка была открыта начальная школа. В начале 50-х годов школа была реорганизова­на в семилетнюю, а через 10 лет в восьмилетнюю. Потом деревня Варваринка вошла в состав села Большие Березники и стала Большебсрезниковской неполной средней школой.
















Марьяновка
- центр сельской администрации Большеберезниковского района. Население 737 чел. (2001), в основном русские.
В 1876 году в селе была построена  каменная Успенская церковь, действующая в настоящее время. 

Начиная с 1902 года и по настоящее время в селе работает спиртзавод, обеспечивающий работой и не только местное население.



И ажурнейшая резьба, не часто встречающаяся в республике.




В селе сохранилось много кирпичных сараев и домов.










Дома со ставнями - большая редкость для Мордовии. В Большеберезниковском районе такие встретились несколько раз. 





Местные ребятишки с радостью позировали мне.




В моей коллекции много старых и полуразрушенных домов. Это наша история, которой совсем скоро не станет.




Особенностью Марьяновки являются сараи, построенные прямо перед домами, часто их полностью закрывая.


Фотографирую этот дом и не вижу хозяйку.


Она спрашивает, чего я снимаю. Говорю, наличники у вас очень красивые. Бабулечка поворачивается в сторону своего дома и удивленно говорит: "А я не замечала".



Подобная история произошла со мной в прошлом году. Мы с мужем дважды ездили в одно село, пытаясь найти там наличники с корабельной резьбой. Прочитали об этом в Интернете. Так и не нашли. И, вдруг, на одном из мероприятий встретила девочку-старшеклассницу со своей  учительницей именно из этого села. Спрашиваю девочку, есть ли у них наличники с такой резьбой. Девочка поворачивается к педагогу и с удивлением спрашивает: "У нас есть наличники?"




Удивительные навершия! 


Еще кирпичных строений добавлю.







Для сельских жителей газ - огромное благо. Для меня - невероятное уродство, портящее эстетический вид населенных пунктов до безобразия. 










Продолжение   здесь.

6 комментариев:

галина комментирует...

Валя, спасибо большое!Я так люблю рассматривать узорные наличники у окон- они такие красивые, как кружева!

Анонимный комментирует...

Мне тоже не нравятся такие газовые трубы. В моем селе трубы идут под землей, в некоторых местах также как и у вас.Хорошо знать родословную своего населенного пункта.

Valentina Obraztsova комментирует...

Вот эти жёлтые, тянущиеся через всю улицу трубы, меня всегда так раздражают в деревне! Да,газ - это хорошо, но как-то бы и о сохранении местного колорита подумать надо бы...Наверное, так просто дешевле и быстрее. Но, действительно, всё это очень портит сельский вид...

Ирина(Ирика) комментирует...

Наличники чудесные!!!
Но совсем не удивляет,что местные не замечают их,а молодежь и не знает(((К сожалению(((Бабушка так уж совсем удивила!!!А вообще это норма,когда приезжаешь смотреть какую-нибудь достопримечательность,а местные не в курсе))
Для меня всегда было интересно как назывались деревни,ну здесь то понятно,по именам дочерей,а вот другие на каких основаниях называли,не понятно.
И на каменных домиках окна обрамляли в наличники их кирпича,очень красиво смотрится!Сейчас такое редко увидишь.
А ставни помню в деревне у тётка в Башкирии были,мы даже их закрывали пару раз,заменяют плотные занавески.
Ну а газовые трубы везде,жаль конечно портят вид.Мне так всегда столбы с проводами мешают))Хочется картинку без вмешательств цивилизации))

Валюня комментирует...

Я думаю, девочки, раз местные не замечают даже своих наличников, то и трубы с проводами тем более не видят. Вот так и живут. Жаль.

Людмила комментирует...

Валюша, давно не смотрела ваш блог, но сейчас прочитала с большим удовольствием.Словно в путешествии по вашему краю побывала. Тем более, что Сура для меня река знакомая. Последний раз видела ее 2 года назад, когда ездила к подруге в Пензу. Очень много в вашем блоге интересного по истории и превосходные фото. Завтра почитаю еще раз не торопясь рассмотрю фото и поучаствую в обсуждении